Свежие записи
Архивы
Управление

postheadericon Почему ребенок начинает хитрить?

Детская  ложь  имеет причины: одни связаны с психологическими  особенностями  дошкольников, другие – с  ошибками  воспитания.

Прежде  всего нельзя  забывать: ребенок  дошкольного  возраста   любит фантазировать. Сколько  выдумки и фантазии  проявляют  они в играх, с  каким  проникновением  преображаются!  Фантазия  помогает  ребенку  постигать  прелесть  сказки, совершать  полет  в будущее, видеть  себя  большим, сильным, смелым, добрым.

Еще  К. Д. Ушинский  указывал, что для ребенка  не существует  невозможное, т.к. он еще не знает, что возможно, а что нет. Именно  поэтому он не всегда отличает  желаемое от запретного и невольно  выглядит  лгуном. Ведь  малыш верит в истину своих  слов (хотя в его рассказе  много искажено, так  сказать, обработано его воображением).

Ребенок  искажает  факты потому, что сам воспринял их не совсем правильно: его подводят  конкретность и  образность мышления, отсутствие  достаточного  жизненного опыта, ошибки  памяти.

Например: слушая рассказ о работе  тракториста, шестилетний  Игорь так ярко  представлял  картину, что на следующий день, уже пересказывая  слышанное своим  друзьям, уверял их:  все это было с ним с самим, на  самом  деле, как будто он и вправду умеет  водить  трактор.

В  фантазии  ребенок  иногда  выражает те желания, которые ему  недоступны  в  жизни. Например, дети, которые лишены  достаточного  внимания  и  ласки в семье, восполняют их вымыслом: мой  папа тоже всегда берет меня с собой  гулять. И еще покупает мне все…А  вчера еще в кино меня водил… — утверждает  маленький  фантазер. Но он далек  от истины. Желания и надежды  выражены  здесь в детском вымысле.

Иногда  малыш жалуется: «болит голова» или «хочу есть». Все это не  соответствует  действительности, оказывается, ребенок  хочет  привлечь к себе  внимание взрослых, вызвать к себе сочувствие.

Порой  малыш  начинает  хитрить, обманывать тогда, когда хочет  избежать  какого- либо  насилия над  собой.

Вот  его против  желания  заставляют  есть, и он выдвигает  причину:  болит  зуб  или живот; насильно  укладывают  спать — тогда  появляется желание  выпить  или  поесть, лишь  бы оттянуть  время;  устал, и, зная, что его не возьмут  на руки, выдумывает, что болит нога или  жмут  ботинки.

Почему он так  поступает?  Да  потому, что  горький опыт  подсказывает:  не поймут взрослые. Ведь он уже  не раз пытался  уверить   их в  том, что  не хочет, не может.

Как  быть,  чтобы ребенок  не прибегал к  обману?

  1. Прежде всего постарайтесь вникнуть  в причину. Не забывайте о том, что  ребенок обладает  одним из замечательных  свойств — непосредственностью. Он  искренен в своих  чувствах, говорит   то, что  думает, не способен  утаивать  и  лукавить.
  2. Задача  родителей – сохранить в  ребенке простодушие и чистосердечие. Не  выговаривайте  ему за искренность, за прямоту суждений, за  откровенное   признание, за то, что он, например  нечаянно  выдал  ваш секрет  или подвел  вас  перед  знакомыми. Не ставьте его в подобные  ситуации, и он не будет  подводить или  выдавать  ваши  тайны.
  3. Детская  ложь далеко не всегда  преднамеренна. Воспринимая  и передавая  факты, дети  всегда  субъективны в большей  мере, чем  взрослые.  Вот  почему , поправляя  маленького фантазера, будьте  прежде  всего  деликатны, будьте  тактичны, не гасите в нем доверчивость  грубой  иронией или  насмешкой. Но это не значит, что не следует останавливать  ребенка  в  его  вымыслах  или  преувеличениях. Восстановить  истину  необходимо, но так, чтобы не обидеть малыша, не погасить в  нем  стремление  делиться.
  4. Не  оскорбляйте в ребенке  чувства  собственного  достоинства  подозрениями: «Небось, опять плохо вел себя?», «Наверное, набедокурил, но  не признаешься!». Не злоупотребляйте  постоянным  контролем: «Смотри, проверю», «Ты  не обманываешь?», «Все  равно узнаю».Такие  отношения  исключают  доверие, дети  попросту  учатся  лавировать,  где  можно  обойти  взрослого, а где нет.  Недоверием  к  ребенку  не  привьешь  правдивость.
  5. Не  называйте  его лгуном, обманщиком, не говорите  грубое  « не ври!». Приоткройте  ребенку  путь к  переосмыслению  фактов, дайте  возможность  ему  самому  поправить  себя.
  6. Пусть он видит,  что  любая  ложь заслуживает  презрения, что  людей, прибегающих  к  обману, не уважают. Этим  самым  вы  внушите  ребенку  стремление  активно  противостоять  всяческому  проявлению  лжи и  обмана. Понятие  честности  начинает  формироваться  у  детей  очень  рано, под  влиянием взрослых.

  «Честность  не падает с неба.  Нужно  внимательно  следить  за  развитием  честности  у  детей…            Честность  нужно  воспитывать  с раннего возраста.  Если  к  5 годам  запустили  это дело, будет  трудно  исправить  упущенное».

А.С. Макаренко.

По материалам психологических изданий.

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 133»

Шаляпина М.Н.

Вся информация на сайте размещена с персонального согласия родителей (законных представителей). Соглашения хранятся в МБ ДОУ "Детский сад № 133"