Архивы
Управление

postheadericon Твёрдая пища и речь

Консультация логопеда

ТВЁРДАЯ ПИЩА И РЕЧЬ

     Среди прочих причин, вызывающих задержки речевого развития у детей, специалисты отдельно выделяют следующую: отсутствие, недостаточность у ребёнка жевательного навыка.

Какая взаимосвязь между пищей и речью? – спросите Вы?

Объяснение простое: мышцы щек, языка, губ – входят в состав артикуляционного аппарата, а значит, выполняют ключевую роль в звукопроизношении. Пережевывая пищу, ребёнок естественным способом тренирует все группы мышц, задействованных в речи. Такая тренировка  — биологически обоснованная нагрузка для человека, которая помимо подготовки пищевого тракта, также готовит и речевой аппарат к дальнейшему совершенствованию речи.

Именно поэтому, этап перехода от жидкого питания к твердой пище – является очень важным периодом в развитии малыша. Задача родителей – помочь ему в освоении таких довольно непростых навыков, как жевание и глотание. Ориентировочный возраст для первого знакомства с твёрдой пищей – промежуток между 6 – 10 месяцами. А когда малыш уже научился жевать, наша задача создать ему такие условия, чтобы этот навык развивался и совершенствовался. Т. е. долю твёрдой пищи в рационе нужно постепенно увеличивать, а также предлагать разнообразные её варианты. Конечно, если ребенок не готов, не нужно излишне спешить с введением в прикорм кусочков, но и не стоит откладывать этот опыт на долгий срок. Если обучение навыку жевания не происходит своевременно, в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребёнок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания. Как следствие, у малыша формируется приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию.

Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребёнка. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма, постепенно изменялась структура и консистенция пищи.  К сожалению, сейчас мы зачастую можем наблюдать картину, когда пища трехлетних детей сплошь гомогенизированная, пюрированная, «баночная», и как следствие – ребёнок с атрофированными мышцами артикуляционного аппарата. У таких деток в дальнейшем нередко возникают проблемы со звукопроизношением. Итак, для развития подвижности артикуляторных мышц: не пренебрегайте возрастными нормами введения прикорма в виде твёрдой пищи.  Используйте ниблеры для деток самого раннего возраста, но не задерживайтесь на этом этапе слишком долго.

Ниблер – это аксессуар, предназначенный для введения первых прикормов вашего малыша. Составляющие данного прибора достаточно просты — это сеточка (или силиконовый контейнер), которая надежно крепится с помощью фиксационного кольца к эргономичной ручке.

Предшественником ниблера для наших мам была обыкновенная марля, в которую наши бабушки заворачивали ломтики фруктов или любой другой пищи и давали малышам на «исследование». Малыш сосал эту марлю, периодически покусывая и приобретая навыки жевания.

Если ребёнку сложно с твердой пищей, тогда нужно именно УЧИТЬ его жевать. Да – да, казалось бы, такой естественный процесс, но в некоторых случаях малышу нужно помочь;  НЕ ЛЕНИТЕСЬ! Конечно, куда проще предложить уже умеющему жевать малышу супчик – пюре, чем долго и терпеливо кормить его супом «с кусочками», но поверьте, такая сиюминутная экономия времени в дальнейшем может вылиться в необходимость гораздо больших временных затрат, если ребёнку вдруг придётся посещать логопеда.

 

 

Консультацию подготовил учитель – логопед:

 Пестова Светлана Васильевна

Вся информация на сайте размещена с персонального согласия родителей (законных представителей). Соглашения хранятся в МБ ДОУ "Детский сад № 133"